Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное казенное учреждение культуры
«Локосовский центр досуга и творчества»

Режим работы:

-
-
-

Здравствуйте, дорогие друзья!

Все мы с вами помним, как в нашем далеком детстве, когда мы были совсем маленькими, мамы, а чаще всего бабушки, пели нам колыбельные песни. Как же хорошо было  закрыть глазки, и слушать, и чувствовать ту любовь, с которой нам пели незамысловатые песенки, про котика, про баю-баю, про серого волка и т.д.

А ведь никто из нас не задумывается над тем, что колыбельная песня – исторический жанр. От чего же песню назвали колыбельной? В словаре русского языка слово «колыбель» происходит от глагола «колыбать (качать, зыбать, колыхать)», т.е. заставлять раскачиваться вперед и назад. Издавна было подмечено, что при определенном ритме покачивания младенец быстро успокаивался и засыпал. Эти наблюдения привели к изобретению своеобразного «инструмента» укачивания – колыбели.

Исследователь колыбельных песен дали определение этому жанру: колыбельная песня – это песня, адресованная малышу, находящемуся в состоянии перехода от бодрствования ко сну. Но не следует забывать, что в старину колыбельные песенки играли еще и охранительную роль. Они защищали ребенка от злых сил. Колыбельная, которую пела нам мама, тоже пришла из далекого прошлого. Обычно колыбельку делали, как правило, из дуба, подвешивали к потолку на гибком шесте, а снизу с помощью веревки этот шест приводили в движение, что позволяло матери, или няне не отвлекаясь от повседневной домашней работы, качать колыбельку с ребенком.

На Руси тема колыбели – это множество мистических тайн и необычных обрядов. Прежде, чем младенца уложить в колыбель, туда  сажали домашнего кота. Считалось, что коты отгоняют чертей и злых духов от колыбели, а значит ребенок будет спать спокойно, поэтому именно коту доверяли эту очень важную миссию.

 

Баю-баюшки-баю,
Баю, Сашеньку, баю!
Приди котик ночевать,
Мою деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.

 

 

Основной темой колыбельных песен были благие пожелания сна и здоровья. Иногда  колыбельные песни использовались как своего рода заговоры, а иногда как обереги. Предки считали, что колыбельная песня обладает особой народной магической силой для младенца. Поэтому часто в колыбель укладывали ритуальные вещи, выполняющие охранную функцию: кукол, кусок хлеба, коготь медведя, зерна ячменя, ржи и т.д.

В старинных колыбельных песнях часто были представлены и образы разных мистических существ, например Сон, Дрема и Угомон (отсюда пошло слово неугомонный).

Но главное значение для колыбельной песни имел ровный ритм, однообразная интонация и спокойная напевность. В ритм качающейся колыбели совершалось и звуковое «раскачивание» голосом то вверх, то вниз: «кач-кач-кач», «баю-баю-бай», «люли-люли-люли». Даже сейчас колыбельку часто называют «люлькой», а ребенка – «лялей», «лялечкой», «детей лелеют».  А в тексте колыбельных песен часто звучат  слова с шипящими, свистящими звуками, усыпляющие слух малыша. Например: «Шиш вы, куры, не шумите, мою детку не будите…» или «Шла наша Дрема, зашла наша Дрема…»

Трек с песней