Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное казенное учреждение культуры
«Локосовский центр досуга и творчества»

Режим работы:

-
-
-

«Обрядовые праздники ханты и манси»

Обрядовые праздники – важнейшая часть духовной культуры любого народа. Описание и изучение обрядов дает представление о богатстве этой культуры, помогает понять истоки многих современных традиций. Особое место среди традиционных обрядов занимают праздники, посвященные различным календарным праздникам, ежегодно повторяющиеся.

В календаре ханты и манси, или как их раньше называли – обских угров, год состоит из четырех сезонов: лета (лун), осени (сус), зимы (таль) и весны (тови). Однако календарь ханты и манси  начинал год весной, в марте-апреле. И только в прошлом столетии коренные народы перешли на общепринятый календарь, начинающий год с 1 января. Каждый месяц у северных народов обозначен природными изменениями и деятельностью человека в этот период, поэтому и носит соответствующее название.

Например, ноябрь носит название Месяца застывания Оби, а февраль называется Месяцем ленивого орла. Это название основывается на поговорке «Ленивый орел – один день летает, другой день – нет», что значит то тепло, то холодно, один день длинный – другой короткий.

Вороний день

Первым праздником по календарю обских угров является Вурна Хатл или Вороний день. Прилет вороны связывается с приходом весны и тепла, ведь именно вороны прилетают первыми, начинают вить гнезда и громко каркают, пробуждая природу. В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова.

Черный ворон – мудрая и гордая птица.

Живет эта птица очень долго – 120 лет. Ворон не любит гнездиться рядом с человеком, поэтому он улетает далеко- далеко в болото. Ханты никогда не убивают ворона. Они считают, что убив эту птицу, тут же налетят все духи, которые принесут им несчастья и беды.

На Вороньем празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывает легенду о вороне. В мансийских преданиях вороны выступают покровительницами женщин и детей. Праздник начинается с традиционного окуривания гостей чагой и угощения клюквой. Как верят манси, этот ритуал приносит здоровье, удачу и счастье.

Один из священных ритуалов – обряд поклонения духу Огня. Пожилая женщина, снимая платок с головы маленькой девочки, бросает его в огонь, поднося, таким образом, подарок духу Огня. Девочке же она повязывает новый платок, символизируя тем самым связь поколений.

Неотъемлемая часть праздника – обряд, во время которого всем гостям предлагается повязать цветную ленточку на ветку березки. Одаривая березку (священное дерево) ханты и манси просят об исполнении желаний бога Торума.

Напоследок гостям предлагаются традиционные угощения – горячая уха, жареная рыба. Вороний день празднуется 7 апреля и перекликается с христианским праздником Благовещения, который отмечается в этот же день и также считается в России символом пробуждения природы.

Лосиный праздник

В прошлом у северных народов был также известен Лосиный праздник. По рассказам очевидцев, выглядел он так: все мужчины-охотники накануне уходили на охоту и добывали лося. На следующий день приносили на священное место кусочки органов лося и бросали в котел, череп подвешивали на дерево. Это был сугубо мужской праздник, на который не допускались не только женщины, но также дети и собаки. 

Праздник Водяного царя

В календаре ханты и манси май – месяц нереста рыбы, месяц икры. После вскрытия рек отмечается праздник Водяного царя – Виткуля, почитаемого духа и хозяина всех водоемов. Ему у водоемов ставят стол с пищей и угощают чаем, который выливают в реку или озеро. Рукой, набрав воду, смачивают волосы на голове. Только после такого ритуала можно спускать лодки на воду.

С почитанием воды связан еще один праздник ханты и манси. Он посвящен небольшой узкой лодке, выдолбленной из кедра или осины и называемой обласом. Еще с древних времен ее почитали и в середине лета устраивали в честь нее веселый спортивный праздник. Гвоздь праздника Обласа – гонки на обласах, управлять которыми очень сложно. Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо. Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная, игрой в палочку.

Проводы Лебедя

Мало кто знает, что кроме известного Вороньего дня существует у ханты и манси еще один праздник, посвященный птице – Проводы Лебедя.

Это осенний праздник народа ханты, посвященный отлету лебедей. Существуют особые, известные с древности, священные места для проведения ритуала. Нарядно одетые люди собираются там, зажигают костер, кладут подарки для Лебедя.

В день праздника подъезжают к священному месту и мужчины-охотники три раза палят из ружей. Затем женщины поджигают дрова, бросают по монетке в костер и нашептывают песни птице: «Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца всё, что нужно, с собой принесли. Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной. Мы ждем твоего возвращения весной. Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей!».

Медвежий праздник

В культуре ханты и манси медведь считается священным зверем и младшим «братцем» человека.

Медвежий праздник считается самым красочным праздником у народов ханты и манси. Животное медведь у ханты и манси считается священным, а также сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. (Нум-Торум – небесный бог у ханты и манси) А также медведь, как и у русского народа, считается «хозяином тайги». У ханты и манси нет особого дня для празднования «Медвежья праздника». Данный праздник связан с успешной охотой на медведя.

Интересный факт: длительность праздника у манси и ханты зависела от того, кого убили охотники. Если это был самец, то справляли самое малое 5 дней, самке – 4 дня, а медвежатам 2-3 дня.

Праздник можно праздновать повторно только через 7 лет. На этом празднике коренные народы брали шкуру животного, в данном случае медведя, и свертывали голову, лапы, затем они украшали ее своими разнообразными украшениями, это могли быть: кольца, ленты, шелковые платки, которые складывать надо было в передние лапы животного. Затем надо одевать маску и танцевать ритуальный танец возле медведя, желательно, чтобы в руках были лук и стрелы. Данный танец сопровождается музыкой под бубен. После режется мясо, часть отдается воронам, а другую часть варят.

День оленя или День оленевода

В феврале-марте проводится – День оленя или День оленевода – это новая традиция. Десятки оленьих упряжек съезжаются к месту празднования в тундре. Это праздник ловкости и смелости. Главное зрелище здесь – разнообразные гонки на оленях – рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Одновременно с гонками проходят соревнования по традиционным северным видам спорта: прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, стрельба, метание топора на дальность.

Праздник Трясогузки

Этот весенний праздник народа манси. Трясогузки у этого народа считаются вестниками Большого света и Красной весны. В день праздника на площади селения ставится длинный стол, на него выставляется угощение, среди которого главное – ритуальная каша саламат с кедровыми орешками и фигурки трясогузки из теста. Собираются все жители.

Ритуал проводит самая старшая женщина села. Она произносит «Прилетела наша весенняя птица-Трясогузка! Прилетела священная пташка, зима не вернется. Прошу Духов Неба, пусть пошлют нам долгое жаркое лето, теплые дожди, чтобы скоро зацвели ягодники. Пусть реки и озера рыбой пополнятся, а леса – зверями». Потом девочки исполняют танец Трясогузки, подражая порывистым, быстрым движениям птички.

Богатейшие и разнообразные традиции народов Севера представляют собой великое культурное достояние и широкое поле для дальнейшего изучения. Праздники вносили разнообразие в трудную повседневную жизнь, снимали психическое напряжение. Комически-критические сцены играли развлекательную и воспитательную роль. Современные фольклорные праздники, традиции, мифы и легенды – всё это несёт в себе черты былого великолепия. Традиции, мифы и легенды коренных народов ханты сохранились до наших дней и передаются от поколения к поколению.

Ценность фольклорного материала не только в его образности, художественности, важно и то, что он помогает развивать у детей разнообразные способности и умения. Это: развитие речи, памяти, чувства ритма, разнообразных двигательных умений и творческих способностей. Устное народное творчество приобщает детей к национальной культуре, содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, его культуру и традиции. Хочется, чтобы дети через устное народное творчество переняли мудрость коренных народов Севера, научились также любить и беречь свой край и свою землю.